|
Массаж и гимнастика для детей первого года жизни. (05.03.2012), Педиатрия
Мы мечтаем вырастить своих детей сильными и здоровыми. Но, к сожалению, многие родители недооценивают значение движений для ребенка первого года. Нередко можно услышать от мамы: «У меня замечательный малыш, он такой спокойный». Может быть, это удобно, когда ребенок тихо лежит в кроватке, спокойно сидит в креслице или стоит в манеже. Но ограничение естественной подвижности, недостаточная физическая нагрузка крайне неблагоприятно сказывается как на здоровье малыша, так и на формировании его личности. Особенно актуальна эта проблема для городских детей, вынужденных большую часть времени проводить в закрытых помещениях. Известно, что массаж и гимнастика оказывает на организм ребенка общеукрепляющее воздействие, влияет на становление двигательных реакций и эмоциональное состояние малыша.
Массаж является мощным тактильным раздражителем. Под его влиянием с кожного покрова по нервным путям направляются потоки нервных импульсов в кору головного мозга. Эти импульсы оказывают тонизирующее действие на центральную нервную систему, стимулируют ее деятельность. В результате улучшается ее основная функция — контроль над жизнедеятельностью всего организма. Исследователями отмечено, чем чаще используются чувствительные и двигательные окончания головного мозга у детей первых месяцев жизни, тем быстрее развивается головной мозг.
Вы, наверное, замечали, что поглаживание, легкое похлопывание по щечке вызывает у младенца улыбку уже в первые дни жизни, когда другие раздражители: зрительный (улыбка взрослого) и слуховой (ласковый разговор), еще не всегда способны ее стимулировать. Педиатры называют эту улыбку физиологической, в отличие от улыбки в ответ на обращение. Психологи, изучающие развитие речи у детей, знают, что первые речевые реакции (гуление) чаще возникают в ответ на поглаживание ног, живота, в то время как другие формы общения с взрослым не вызывают у ребенка оживления.
Особенности детского массажа.
В детском массаже используются все приемы классического массажа: поглаживание, растирание, разминание, вибрация, легкие ударные приемы, некоторые приемы точечного массажа.
Различные приемы массажа оказывают различное действие на нервную систему: поглаживание, мягкое растирание и разминание усиливают тормозные процессы — успокаивают нервную систему. Поколачивание и пощипывание оказывают возбуждающее действие.
Кроме того, массаж действует непосредственно на те органы и системы, которые расположены ближе к коже: это прежде всего лимфатическая система. Массаж активно влияет на лимфообращение, ускоряя ток лимфы и тем самым, содействуя освобождению тканей от продуктов обмена, поэтому утомленные мышцы при массаже отдыхают быстрее, чем при полном покое.
Под влиянием массажа периферическая капиллярная сеть расширяется, что проявляется розовением кожи. Приток крови к массируемому участку обеспечивает благоприятные условия для питания и оздоровления кожи: она становится розовой, блестящей, эластичной.
Действие различных приемов массажа на мышцы различно: поглаживание, растирание, разминание вызывает расслабление мышц; поколачивание и пощипывание — сокращение.
Например, при вялости брюшного пресса и кишечной мускулатуры, которой сопутствует метеоризм (часто встречающийся в грудном возрасте), массаж живота механически содействует освобождению кишечника от газов и приобретает в этих случаях особое значение.
Специалисты знают, что у младенца кожа первые месяцы сухая, тонкая, легкоранимая. Поэтому при проведении массажа вначале используют приемы щадящие (поглаживание), потом постепенно можно вводить и другие: растирание, легкие ударные приемы, разминание. Медленно нарастает интенсивность и длительность процедуры.
Гимнастика.
Важнейшим результатом систематических занятий гимнастикой является нормализация нервных процессов возбуждения и торможения. Основные свойства этих процессов: сила, уравновешенность, подвижность совершенствуются, что очень важно для правильного и гармоничного развития личности.
В воспитании детей нельзя недооценивать того, что движения являются для них основным источником радость, а хорошее бодрое настроение основа крепкого здоровья.
Каждой эмоции соответствует особое состояние и особый характер работы сердца и сосудов: отрицательные эмоции (печаль, страх, гнев) вызывают сужение сосудов, что создает неблагоприятные условия для питания тканей, радость расширяет сосуды, и при этом создаются благоприятные условия для питания и работы органов.
Все вышесказанное о физиологическом действии движений относится не только к гимнастике, но и к движению вообще — будь то самостоятельная активная деятельность или организованные подвижные игры.
В свободных подвижных играх ребенок двигается согласно собственной инициативе и по своему желанию меняет движения, позу и чередует деятельность с отдыхом, поэтому самостоятельная деятельность наименее утомительная из всех форм двигательной активности детей. Родители должны постараться не ограничивать подвижность и любознательность ребенка, создавая условия для его активной деятельности. В тоже время важно обучить ребенка правильности, точности движений, тогда это будет не игра, а упражнение.
Чтобы выработать правильные движения, нужны специальные занятия - гимнастика. В этих занятиях формирование правильного двигательного стереотипа проходит ряд стадий: неточные, неловкие, скованные движения постепенно уточняются, выполняются без излишнего напряжения, с меньшей затратой энергии и наконец становятся автоматическими и в таком качестве составляют основу всех жизненно необходимых движений.
Чем раньше начинается гимнастика (лучше в грудном возрасте — в период формирования двигательных навыков), тем легче воспитать правильный динамический стереотип и тем устойчивее результаты.
Особое внимание в занятиях гимнастикой надо уделять тем двигательным навыкам, которые наиболее употребительны в жизни. Так, в первом полугодии жизни надо научить ребенка правильно поворачиваться со спины на живот, так как неправильный механизм этих поворотов ведет к деформации позвоночника.
После 6 месяцев жизни надо научить ребенка ползать, и при этом правильно, т. е. на четвереньках, а не подтягиваться на руках, в результате чего нижние конечности, не участвуя в движении, отстают в развитии.
После года надо научить ребенка правильно ходить, что способствует хорошей осанке и нормальной форме нижних конечностей. Ходьба, если она правильная, может быть отличным средством физической культуры на протяжении всей жизни человека.
Гимнастика является самой напряженной формой двигательной активности детей, направленной на развитие статических и динамических функций (ползание, сидение, стояние, ходьба), на воспитание ритмичности в широком значении, т. е. пластичности и экономии энергии, обеспечивающих меньшую утомляемость.
Для того, чтобы гимнастика доставляла детям радость, необходимо соблюдение следующих условий: во-первых, упражнения должны быть доступны, т. е. соответствовать возрастным и функциональным возможностям ребенка; во-вторых, методика, стимулирующая детей к выполнению упражнения, также должна соответствовать возрасту.
Для детей, имеющих нарушения психомоторного развития, или страдающих какими-либо заболеваниями, массаж и гимнастика еще более важны, чем для абсолютно здоровых. Специальный режим движений часто становится основным элементом комплексного лечения, наиболее эффективным средством реабилитации. Однако, в этом случае необходимо посоветоваться с педиатром и строго следовать его указаниям и рекомендациям.
ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К МАССАЖУ И ГИМНАСТИКЕ
Важно помнить, что массаж и гимнастика противопоказаны при многих патологических состояниях:
- при всех острых лихорадочных заболеваниях;
- при тяжелых формах гипотрофии;
- при гнойных и других острых воспалительных поражениях кожи, подкожной клетчатки, лимфатических узлов, мышц, костей (экземы, пемфигус, импетиго, лимфадениты, флегмоны, остеомиелиты и т.д.);
- при заболеваниях, сопровождающихся ломкостью и болезненностью костей;
- при рахите в период разгара и при остром течении болезни с явлениями гиперестезии;
- при гнойных и других острых артритах, туберкулезе костей и суставов;
- при врожденных пороках сердца, протекающих с выраженным цианозом и расстройством компенсации;
- при различных формах геморрагического диатеза, особенно при гемофилии;
- при острых нефритах;
- при острых гепатитах;
- при активных формах туберкулеза;
- при больших пупочных, бедренных, паховых и мошоночных грыжах, со значительным выпадением органов брюшной полости или же при выраженной наклонности к ущемлению.
Очень важно проконсультироваться у педиатра перед проведением массажа.
Условия для проведения массажа и гимнастики.
Прежде всего, выбираем место для проведения занятий. Это может быть любая твердая поверхность, лучше всего подходит стол для пеленания. Застелите его чистой пеленкой, под которую подкладывается клеенка и сложенное в два раза байковое одеяло. Расположить стол желательно так, чтобы была возможность подходить к ребенку с разных сторон. Также массаж можно проводить на полу, который, естественно отвечает следующим требованиям: безопасный, чистый, теплый, гладкий и ровный.
В любом случае место для занятий должно быть хорошо освещено, вдали от отопительных приборов и сквозняков.
Комнату надо хорошо проветрить, а в теплое время года проводить массаж лучше при открытой форточке (окне), таким образом, сочетая его с закаливанием.
Массаж и гимнастику следует проводить за 0,5-1 час до кормления или через 45 минут после него.
Руки массажиста должны быть идеально чистыми, сухими, мягкими и теплыми, с коротко остриженными ногтями. Можно использовать специальные масла, детские массажными кремами.
Ввиду увеличения теплоотдачи при массаже в холодное время года тело ребенка, кроме массируемой области, может быть укрытo теплой пеленкой.
Когда и кому проводить массаж и гимнастику?
Начиная с 14-20-го дня жизни, профилактические курсы общеукрепляющего массажа рекомендуется проводить всем новорожденным, если для этого нет противопоказаний. Ласковые прикосновения родительских рук доставляют большое удовольствие малышу, укрепляют эмоциональную связь между ним и взрослым. Но показать и научить маму приемам массажа должен специалист. Кроме того, 3-4 курса массажа на первом году жизни должен провести профессиональный детский массажист. Курс массажа составляет 10-15 сеансов. Такие курсы проводятся в периоде от 1 до 3 месяцев, от 4 до 6, и по возможности, от 8 до 10-12 месяцев жизни. Это время выбрано не случайно. Именно в эти периоды малыш осваивает новые для него возможности — самостоятельное удерживание головы, самостоятельное сидение и ползание, подготовка к ходьбе и сама ходьба. Еще профессиональный массаж включает в себя водные процедуры. И чем раньше вы начинаете с ребенком плавать, тем меньше он будет бояться воды в дальнейшем.
Лечебный массаж и комплекс лечебной физкультуры при необходимости назначают специалисты — невропатолог, ортопед. Например, при нарушениях тонуса мышц — гипотонии, дистонии, привычном положении головы, при заболеваниях опорно-двигательной системы — врожденная мышечная кривошее, врожденный вывих бедра, дисплазии тазобедренного сустава, плоско-вальгусной постановке стоп, при врожденной косолапости и др). Лечебный массаж, безусловно должен проводить квалифицированный специалист!
Итак, обязательные требования при проведении занятий с малышом — это уютная комната (желательно дома), теплые и умелые руки массажиста и хорошее настроение вашего малыша.Важно помнить, что массаж и гимнacтикa для ребенка — не только лечебно-оздоровительная процедура, но и удовольствие! Пусть ежедневные зaнятия будут радостью для малыша!
Приглашаем Вас к обсуждению данной темы на конференции нашего сайта. Вы можете задать вопросы или оставить свои комментарии.
Комментирует тему врач-педиатр, неонатолог, руководитель Детского центра Клиники ЗДОРОВЬЯ Королева Екатерина Юрьевна.
КомментарииНет комментариев |